Чувствительность навигационных модулей (лабораторная работа)
Цели работы
- Ознакомиться с современными образцами навигационной аппаратуры потребителей, их интерфейсными программами;
- Развить представления об основных характеристиках навигационной аппаратуры в общем, отечественного и зарубежного производства в частности;
- Освоить методику оценивания чувствительности навигационной аппаратуры потребителей спутниковых радионавигационных систем;
- Развить навыки использования радиотехнических измерительных приборов.
Общая информация
Основные понятия
Объектом проведения экспериментальных исследований является модуль навигационного приемника (далее по тексту ― модуль НП, навигационный модуль), работающий в составе навигационной аппаратуры потребителей (НАП) (см. рис. 1).
Под чувствительностью модуля НП понимается его способность работать в условиях приема слабых сигналов. В качестве характеристики чувствительности принимается граничное наименьшее значение мощности полезного сигнала (одного типа и одного спутника) на выходе пассивной антенны, при котором модуль НП еще может решать целевую задачу с заданными характеристиками.
Под заданными характеристиками решения целевой задачи понимается выдача навигационного 3D-решения без перерывов, превышающих 10-секундный интервал.
Чувствительность навигационного модуля - одна из его важнейших характеристик. Обеспечение номинальной мощности сигнала гарантируется навигационной системой в случае прямой видимости спутника на открытой местности. В городских условиях, под листвой деревьев, внутри транспортных средств и помещений сигнал может быть значительно ослаблен. В таких условиях от приемника требуется максимальная чувствительность.
Размерность количественной характеристики чувствительности, как следует из определения, совпадает с размерностью мощности. На практике применяют логарифмическую шкалу, выражая чувствительность в [дБВт] или [дБм] с помощью нелинейного преобразования (логарифма по основанию 10) отношения описываемой мощности к 1Вт или 1мВт соответственно:
Различают чувствительность слежения и чувствительность поиска. Отличие заключается в состоянии приемника на момент ослабления сигнала с номинального уровня.
Если к моменту ослабления сигнала навигационный модуль успел произвести поиск и захват сигналов всех видимых спутников, выделил навигационную информацию и производит выдачу навигационного решения - приемник находится в режиме слежения. В таких условиях его чувствительность максимальна. Уровень чувствительности современных навигационных модулей в режиме слежения - около -160 дБм (или -190 дБВт).
Если к моменту включения приемника сигнал уже был ослаблен, говорят о чувствительности поиска.
Задача поиска слабого сигнала требует значительных вычислительных ресурсов, время поиска существенно возрастает и может превысить требуемое. В методике в качестве максимального времени до выдачи навигационного 3D-решения выбрано значение в 300 секунд. Превышение ожидания неприемлемо для большинства потребителей.
Помимо поиска сигналов, в режиме "холодного" старта приемнику необходимо выделить навигационную информацию. Низкая мощность входного сигнала приводит к низкому отношению сигнал/шум и возрастанию ошибок выделения передаваемых бит сообщения. Не выделив эфемеридную информацию, приемник не может решить навигационную задачу - она требует сведения о положении спутников. В современных навигационных модулях развитие блоков быстрого поиска привело к ситуации, в которой невозможность выделения навигационной информации стала главным ограничением чувствительности поиска. Чувствительность поиска современных навигационных модулей около -145 дБм.
Помимо режимов "холодного" старта, при котором приемник не содержит информации о состоянии спутникового созвездия, производители выделяют режим "теплого" и "горячего" старта. Отличаются они наличием той или иной вспомогательной информации, накопленной приемником - времени, эфемерид, альманахов и т.д.
Основными путями повышения чувствительности НАП являются:
- оптимизация алгоритмов обработки сигналов в НАП;
- прием и обработка перспективных двухкомпонентных (пилот и данных) сигналов ГНСС;
- использование высококачественных комплектующих и элементной базы;
- получение дополнительной информации извне навигационной системы, например, по каналам сотовой связи (A-GPS).
Схемы экспериментальных установок
На рис. 2 представлена схема экспериментальной установки, предназначенной для измерения коэффициента затухания сборного аттенюатора. На рис. 3 - основная схема проведения экспериментов по измерению чувствительности навигационных модулей.
Рисунок 2 - Схема экспериментальной установки для измерения характеристик аттенюатора
Рисунок 3 - Схема экспериментальной установки для измерения чувствительности навигационных модулей
На схемах | Прибор | Пример | Функция | Кол-во |
---|---|---|---|---|
1 | Генератор навигационного сигнала | R&S SMBV, R&S SMU | Имитация навигационных сигналов | 1 |
4 | Аттенюаторы 30 дБ L-диапазона | MiniCircuits VAT-30+ | Ослабление сигнала до уровня, соответствующему выходной мощности приемной антенны навигационной аппаратуры потребителей | 3 |
3 | ВЧ-разветвитель L-диапазона | MiniCircuits ZAPD-2DC-S+ | Разветвление суммарного сигнала к анализатору спектра и навигационному модулю | 1 |
4 | Малошумящий усилитель (МШУ) | MiniCircuits ZRL-2400LN+ | Имитация МШУ навигационной аппаратуры потребителей | 1 |
5 | Анализатор спектра | R&S FSV, R&S FSU | Измерение мощности навигационного и калибровочного сигналов | 1 |
6 | DC-Block (отсечка постоянного тока) | MiniCircuits BLK-89-S+ | Предотвращение подачи постоянного напряжения от навигационного модуля к аттенюаторам | 1 |
7 | Модуль навигационного приемника | Объект исследования | 1 | |
8 | Персональный компьютер с интерфейсными кабелями | Выполнение интерфейсной программы, обмен данными с навигационными модулями, питание навигационных модулей. | 1 | |
- | Соединительные кабели L-диапазона | Соединение генератора и разветвителя, соединение аттенюатора и МШУ, соединение МШУ и навигационного модуля, соединение разветвителя и спектроанализатора. | 4 | |
- | Источник питания | GW Instek GPS-4303 | Питание МШУ, навигационных модулей | 1 |
Лабораторное задание
Для проведения экспериментального исследования чувствительности модуля НП выполните подготовительный этапы 1, а затем выполните пункты методики, соответствующие плану экспериментальных исследований. Результаты фиксируйте в протоколе.
1 Определение коэффициента передачи сборного аттенюатора
Коэффициент ослабления сборного аттенюатора может отличаться от суммы номиналов. На первом этапе проведем измерение этого коэффициента, заодно освоив управление генератором сигнала и анализатором спектра.
1.1 Собрать экспериментальную установку для измерения характеристик аттенюатора согласно рис. 2, включив в схему аттенюатор как показано на рисунке. В качестве аттенюатора использовать сборный с номинальным коэффициентом ослабления 85-95 дБ.
1.2 Включить генератор сигнала (далее ГС). Выключить модуляцию (Mod off). Установить выходную мощность, по шкале генератора, на значение 0 дБм. Установить частоту, равную центральной частоте рабочего диапазона (для GPS L1 1575,42 МГц).
1.3 Включить анализатор спектра (далее АС). Перевести АС в режим измерения мощности в полосе равной полосе используемого навигационного сигнала. Дальнейшие измерения мощности с помощью АС проводить в этом режиме, устанавливая в качестве центральной частоты анализа центральную частоту навигационного сигнала.
Несущая частота сигналов GPS частотного диапазона L1 составляет 1575.42 МГц, полоса гражданских сигналов с C/A кодом по первым нулям - 2.046 МГц. Для настройки АС необходимо указать центральную частоту анализа (Central frequancy), полосу анализа (Span), шаг анализа (RBW) и полосу сглаживающего фильтра (VBW).
1.4 С помощью ГС и АС определить коэффициент ослабления аттенюатора , дБ:
- 1.4.1 Включить радиочастотный выход генератора (RF on), подав тем самым гармоническое колебание с выбранной частотой и амплитудой на его выход.
- 1.4.2 С помощью АС измерить мощность гармонического колебания после прохождения аттенюатора. Записать измеренное значение в отчет.
- 1.4.3 Исключить из схемы аттенюатор - соединить разветвитель и АС. И
- 1.4.4 Измерить мощность гармонического сигнала с помощью АС.
- 1.4.5 Найти . Занести значение (положительное число) в протокол.
Помимо погрешности коэффициента затухания в аттенюаторе, на точность проводимых измерений влияет асимметрия разветвителя (~0.05 дБ) и разность потерь в кабелях от разветвителя до АС и аттенюаторов (до 2 дБ). Для упрощения методики измерение этих параметров пропустим.
2 Определение чувствительности навигационного модуля в условии холодного старта
2.1 При необходимости выполнить пункт подготовки 1, занести полученное значения в протокол.
2.2 Собрать экспериментальную установку согласно рис. 3.
2.3 Включить ПК и запустить программное обеспечение (ПО) для отображения, сохранения и установки параметров модуля НП.
2.4 На ГС запустить требуемый сценарий имитации. Убедиться, что мощности всех имитируемых сигналов равны, а их число равно 4. Записать количество и тип имитируемых сигналов в протокол.
2.5 Включить радиочастотный выход ГС (RF on). Установить уровень сигнала ГС для каждого спутника равным = -125 + ± 2 дБм по измерениям АС. Учесть при этом, что при использовании сигналов с кодовым разделением АС производит измерение сразу 4 имитируемых сигналов. Соответственно, чтобы получить измеренное значение мощности одного сигнала, необходимо из измеренной мощности 4 сигналов отнять 6 дБ (что примерно соответствует умножению на 1/4 в линейной шкале).
2.6 Включить модуль НП.
2.7 Установить связь интерфейсного ПО с модулем НП. Задать параметры работы в соответствии с планом проведения экспериментальных исследований:
- система (GPS);
- частотный диапазон (L1);
- тип сигналов (C/A).
2.8 Через 2 минуты убедиться, что модуль НП функционирует нормально: в течение 2 минут выдает навигационное 3D-решение без перерывов, превышающих 10 сек. Если условие не выполняется, проверить правильность выполнения пунктов 1, 2.2-2.7. Если проверка не выявила нарушений пунктов методики, сообщить преподавателю.
2.9 Выключить модуль НП.
2.10 На ГС перезапустить требуемый сценарий имитации. Установить уровень сигнала ГС для каждого спутника равным = + ± 1 дБм по измерениям АС (не забыть о вычитании 6 дБ при имитации 4 сигналов). В качестве значения для современных модулей (u-blox NEO-6Q, NAVIS NV08C) взять -144 дБм, для приемников предыдущих поколений (СН-4706) выбрать -133 дБм.
2.11 Включить модуль НП. Установить связь ЭВМ с модулем НП и задать параметры работы как в п. 2.7. При необходимости дать команду перезапуска в режиме холодного старта. При выбранной мощности навигационных сигналов навигационный модуль не должен осуществлять их захват.
2.12 Увеличить мощность навигационного сигнала на 1 дБ, выждать 300 секунд, проконтролировать наличие/отсутствие навигационного 3D-решения на выходе НП.
2.13 Если за 300 секунд навигационный модуль не начал выдавать навигационное 3D-решение, повторить пп. 2.12-2.13.
2.14 Если за 300 секунд модуль начал выдавать навигационное 3D-решение, зафиксировать граничное значение мощности одного навигационного сигнала дБм в протокол. Измерение мощности сигнала проводить с помощью АС, не забывая учитывать количество спутников.
5.19 Рассчитать среднеарифметическое значение по полученным значениям , . Зафиксировать рассчитанное значение в протоколе.
6 Определение чувствительности навигационного модуля в условии слежения
6.1 При необходимости выполнить пункты подготовки 1, 2, занести полученные значения , в протокол.
6.2 Занести в протокол параметры, использующиеся при испытаниях:
- Т1 = 30 секунд;
- Т2 = 120 секунд.
6.3 Собрать экспериментальную установку согласно рис. 4. На ГНС запустить требуемый сценарий имитации. Установить уровень сигнала ГНС (далее навигационный сигнал) для каждого спутника равным = -125 + + ± 1 дБм по измерениям АС.
6.4 Включить ЭВМ и запустить ПО для отображения, сохранения и установки параметров модуля НП.
6.5 Включить модуль НП, выключить ГПС.
6.6 Установить связь ЭВМ с модулем НП. Задать параметры работы:
- система (ГЛОНАСС или GPS);
- частотный диапазон (L1);
- тип сигналов (СТ или C/A).
6.7 Через 2 минуты убедиться, что модуль НП в течение 2 минут выдает навигационное 3D-решение без перерывов, превышающих 10 сек. Если условие не выполняется, проверить правильность выполнения пунктов 1, 2, 6.3-6.6. Если проверка не выявила нарушений пунктов методики, сообщить преподавателю. Перейти к следующему пункту плана экспериментальных исследований.
6.8 С помощью общего регулятора выходной мощности ГНС уменьшать мощность навигационного сигнала на 3 дБ через каждый интервал времени Т1 до тех пор, пока модуль НП не перестанет выдавать навигационное 3D-решение. Измерить с помощью АС мощность навигационного сигнала одного спутника. Занести в протокол измеренную мощность навигационного сигнала .
6.9 Перезапустить сценарий имитации на ИС.
6.10 Выключить и включить модуль НП, установить связь ЭВМ с модулем НП и задать параметры работы как в п. 6.6.
6.11 Через 2 минуты убедиться, что модуль НП в течение 2 минут выдает навигационное 3D-решение без перерывов, превышающих 10 сек.
6.12 При испытаниях на помехоустойчивость в некогерентном/когерентном режиме слежения, перевести модуль НП в некогерентный/когерентный режим с помощью интерфейсного ПО на ПК.
6.13 Контролируя значения по АС установить мощность навигационного сигнала одного спутника на втором выходе разветвителя = + 6 дБм. Через 2 минуты убедиться, что модуль НП в течение 2 минут выдает навигационное 3D-решение без перерывов, превышающих 10 сек. Иначе, повторить выполнение п.п 6.9-6.13, увеличив выходную мощность ГНС на 3 дБ.
6.14 Уменьшить мощность навигационного сигнала на 1 дБ. Проконтролировать, выдает ли модуль НП в течение 2 минут навигационное 3D-решение без перерывов, превышающих 10 сек. Если условие выполняется, повторить п. 6.14.
6.15 При нарушении условия п. 6.14: увеличить выходную мощность навигационного сигнала на 1 дБ, зафиксировать граничное значение мощности = навигационного сигнала по измерениям АС.
6.16 Набрать статистику значений из 5 экспериментов повторяя выполнение пп. 6.9-6.15. Выполнение п. 6.13 допускается начинать с установки + 3 дБм, где - граничное значение мощности навигационного сигнала, полученное в предыдущем эксперименте по набору статистики.
6.17 Рассчитать среднеарифметическое значение по полученным значениям , . Зафиксировать рассчитанное значение в протоколе.
5.18 Набрать статистику значений из 5 экспериментов повторяя выполнение пп. 5.13-5.17. Выполнение п. 5.13 допускается начинать с установки - 2 дБм, где - граничное значение мощности навигационного сигнала, полученное в предыдущем эксперименте по набору статистики.
Контрольные вопросы
- Какова мощность навигационного сигнала системы ГЛОНАСС, NAVSTAR GPS на выходе антенны в условиях прямой видимости согласно ИКД? В каких пределах может изменяться мощность навигационного сигнала одного спутника на выходе антенны НАП для каждой из систем?
Приложение А. Бланк протокола
Бланк протокола доступен к скачиванию.
Помехоустойчивость поиска
Протокол экспериментальных исследований помехоустойчивости модуля НП _________________ в режиме поиска сигналов
Тип навигационных сигналов | |
Тип помехи | |
Сценарий движения потребителя |
1. Параметры:
Т1 = 60 сек
Т2 = 300 сек
2. Коэффициент ослабления аттенюатора
Кatt = + дБ
Разность коэффициентов передачи разветвителя (2 - 1)
= дБ
3. Мощность сигнала одного спутника по измерениям АС (второй выход разветвителя)
= - дБм.
4. Мощность помехового сигнала по измерениям АС, при котором модуль НП захватил сигналы не менее чем 4 НС и выдавал навигационное 3D-решение в течение 2 минут без перерывов более 10 сек:
= - дБм.
5. Результаты косвенных измерений
№ эксперимента, i | , дБм | , дБ |
---|---|---|
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 | ||
5 |
Параметр | Значение |
---|---|
Среднеарифметическое значение , дБ |
Помехоустойчивость слежения
Протокол экспериментальных исследований помехоустойчивости модуля НП _________________ в режиме слежения
Тип навигационных сигналов | |
Тип помехи | |
Сценарий движения потребителя |
1. Временные параметры:
Т1 =
Т2 = 120 сек
2. Коэффициент ослабления аттенюатора
Кatt = + дБ
Разность коэффициентов передачи разветвителя (2 - 1)
= дБ
3. Мощность сигнала одного спутника по измерениям АС (второй выход разветвителя)
= - дБм.
4. Приближенное значение мощности помехового сигнала по измерениям АС, при котором модуль НП прекращает выдачу навигационного 3D-решения (в течение 2 минут без перерывов более 10 сек):
= - дБм,
5. Результаты косвенных измерений
№ эксперимента, i | , дБм | , дБ |
---|---|---|
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 | ||
5 |
Параметр | Значение |
---|---|
Среднеарифметическое значение , дБ |
Чувствительность поиска
Протокол экспериментальных исследований чувствительности модуля НП _________________ в режиме поиска сигналов
Тип навигационных сигналов | |
Сценарий движения потребителя |
1. Параметры:
Т1 = 60 сек
Т2 = 300 сек
2. Коэффициент ослабления аттенюатора
Кatt = + дБ
Разность коэффициентов передачи разветвителя (2 - 1)
= дБ
3. Мощность навигационного сигнала одного спутника по измерениям АС, при котором модуль НП захватил сигналы не менее чем 4 НС и выдавал навигационное 3D-решение в течение 2 минут без перерывов более 10 сек:
= - дБм,
4. Результаты косвенных измерений граничной мощности сигнала
№ эксперимента, i | , дБм |
---|---|
1 | |
2 | |
3 | |
4 | |
5 |
Параметр | Значение |
---|---|
Среднеарифметическое значение , дБм |
Чувствительность слежения
Протокол экспериментальных исследований чувствительности модуля НП _________________ в режиме слежения
Тип навигационных сигналов | |
Тип помехи | |
Сценарий движения потребителя |
1. Временные параметры:
Т1 =
Т2 = 120 сек
2. Коэффициент ослабления аттенюатора
Кatt = + дБ
Разность коэффициентов передачи разветвителя (2 - 1)
= дБ
3. Приближенное значение мощности навигационного сигнала одного спутника по измерениям АС, при котором модуль НП прекращает выдачу навигационного 3D-решения (в течение 2 минут без перерывов более 10 сек):
= - дБм,
4. Результаты косвенных измерений граничной мощности сигнала
№ эксперимента, i | , дБм |
---|---|
1 | |
2 | |
3 | |
4 | |
5 |
Параметр | Значение |
---|---|
Среднеарифметическое значение , дБм |
Приложение B. Характеристики помех
Приложение C. Описание навигационных модулей
НАВИС NV-08C
НАВИС СН-4706
Навигационный модуль CH-4706 - одноплатный 24-х канальный навигационный приемник, предназначен для интегрирования в различные системы в качестве навигационного датчика. СН-4706 обеспечивает определения текущих значений координат (широты, долготы, высоты), вектора скорости потребителя, а также текущего времени по сигналам СНС ГЛОНАСС, GPS и SBAS.
Основные заявленные характеристики модуля СН-4706 приведены в табл. C.1. Фотография модуля представлена на рис. C.1.
Характеристика | Значение |
---|---|
Год начала серийного производства | 2009 |
Используемые навигационные сигналы | |
Время выдачи первого навигационного решения: - «холодный старт» (отсутствие альманахов СНС) - «теплый старт» (наличие альманахов СНС, координат и времени) - «горячий старт» (наличие альманахов СНС, координат, эфемерид и времени) |
90 c 60 c 15 c |
Чувствительность: | |
Потребляемая мощность | 0.9 Вт |
Масса | 20 г |
Габаритные размеры | 35х35х6мм |
u-blox NEO-6Q
Приложение D. Описание постановщиков помех
Приложение E. Описание интерфейсных программ навигационных модулей
u-center
В качестве одного из исследуемых выступает модуль НП u-blox NEO-6Q производства швейцарской компании u-blox Holding AG. Компания предоставляет специальную интерфейсную программу для управления модулем НП, получения и обработки результатов его работы - u-center.
Взаимодействие между программой u-center и модулем НП организуется посредством USB-интерфейса. Опосредованно от программы распространяется драйвер модуля НП, предназначенный для использования в операционных системах семейства Windows.
Основное окно программы представлено на рис. E.1.
Для установки соединения между программой и модулем НП необходимо подключить приемник к компьютеру и в пункте меню Receiver выбрать соответствующий порт (см. рис. E.2)
Отображение флага выдачи 3D решения в программе u-center производится в окне Data View (см. рис. E.3).
Программа позволяет осуществить перезапуск приемника с помощью команды Coldstart через соответствующий пункт меню Receiver (см. рис. E.4)