Помехоустойчивость и чувствительность навигационных модулей (лабораторная работа) — различия между версиями

Материал из SRNS
Перейти к: навигация, поиск
(Контрольные вопросы)
(Контрольные вопросы)
Строка 532: Строка 532:
 
== Контрольные вопросы ==
 
== Контрольные вопросы ==
  
# Какова мощность навигационного сигнала системы ГЛОНАСС, NAVSTAR GPS на выходе антенны в условиях прямой видимости согласно ИКД? В каких пределах может изменяться мощность навигационного сигнала одного спутника на выходе антенны НАП?
+
# Какова мощность навигационного сигнала системы ГЛОНАСС, NAVSTAR GPS на выходе антенны в условиях прямой видимости согласно ИКД? В каких пределах может изменяться мощность навигационного сигнала одного спутника на выходе антенны НАП для каждой из систем?

Версия 19:52, 20 ноября 2011

Содержание

Цели работы

  • Ознакомиться с современными образцами навигационной аппаратуры потребителя, их интерфейсными программами;
  • Освоить методику оценивания помехоустойчивости и чувствительности навигационной аппаратуры потребителей спутниковых радионавигационных систем;
  • Развить навыки использования радиотехнических измерительных приборов.

Описание работы

Объектом проведения экспериментальных исследований является модуль навигационного приемника (далее по тексту ― модуль НП), работающий в составе навигационной аппаратуры потребителей (НАП).

Под помехоустойчивостью модуля НП понимается его способность работать в условиях воздействия внешних помех. В качестве характеристики помехоустойчивости принимается граничное (наибольшее) значение отношения мощности помехового сигнала к мощности полезного сигнала

{{K}_{J/S}}  =P_{J}/P_{S}
(1)

на входе модуля НП, при котором модуль НП еще может решать целевую задачу с заданными характеристиками. Здесь P_{S} — мощность полезного сигнала одного навигационного спутника на выходе антенны, P_{J} — мощность помеховых сигналов на выходе антенны. Если мощности навигационных сигналов не равны, то P_{S} - мощность самого слабого сигнала из участвующих в навигационном решении.

Под заданными характеристиками решения целевой задачи понимается выдача навигационного 3D-решения без перерывов, превышающих 10-секундный интервал.

Параметр {{K}_{J/S}}, который называется коэффициентом подавления НП, удобно характеризовать в децибелах, т.е.

{}^{J}\!\!\diagup\!\!{}_{S}\;=10\log 10\left( {{K}_{J/S}} \right) дБ.
(2)


Схемы экспериментальных установок

На рис. 1 представлена схема экспериментальной установки, предназначенной для измерения характеристик аттенюатора, на рис. 2 - разветвителя с соединительными кабелями и отсечкой постоянного тока. На рис. 3 представлена основная схема проведения экспериментов по измерению помехоустойчивости и чувствительности навигационных модулей.


20111120 Sxema IzmRazvetvitelya.png
Рисунок 1 - Схема экспериментальной установки для измерения характеристик разветвителя


20111120 Sxema IzmAtten.png
Рисунок 2 - Схема экспериментальной установки для измерения характеристик аттенюатора


20111120 Sxema Pomexoyst.png
Рисунок 3 - Схема экспериментальной установки для измерения чувствительности и помехоустойчивости навигационных модулей


Таблица 1. Используемое в работе оборудование
На схемах Прибор Пример Функция Кол-во
1 Генератор навигационного сигнала R&S SMBV, R&S SMU Имитация навигационных сигналов 1
2 Генератор помехового сигнала R&S SMBV, R&S SMU, R&S SMC (только гармонические) Генерация помеховых сигналов: гармонических, шумовых, сигналоподобных. 1
3 Анализатор спектра R&S FSV, R&S FSU Измерение мощности навигационного сигнала, помехи, калибровочных сигналов 1
4 ВЧ-сумматор/разветвитель L-диапазона MiniCircuits ZAPD-2DC-S+ Суммирование помехового и навигационного сигналов; разветвление суммарного сигнала к анализатору спектра и навигационному модулю 2
5 Аттенюатор 30 дБ L-диапазона MiniCircuits VAT-30+ Ослабление сигнала до уровня, соответствующему выходной мощности приемной антенны навигационной аппаратуры потребителей 2
6 Малошумящий усилитель (МШУ) MiniCircuits ZRL-2400LN+ Имитация МШУ навигационной аппаратуры потребителей 1
7 DC-Block (отсечка постоянного тока) MiniCircuits BLK-89-S+ Предотвращение подачи постоянного напряжения от навигационного модуля к аттенюаторам 1
8 Модуль навигационного приемника Объект исследования 1
9 Персональный компьютер с интерфейсными кабелями Выполнение интерфейсной программы, обмен данными с навигационными модулями, питание навигационных модулей. 1
10 Соединительные кабели L-диапазона Соединение генераторов и сумматора, соединение сумматоров, соединение аттенюатора и МШУ, соединение МШУ и навигационного модуля, соединение разветвителя и спектроанализатора. 6
11 Источник питания GW Instek GPS-4303 Питание МШУ, навигационных модулей 1

Лабораторное задание

Для проведения экспериментального исследования помехоустойчивости модуля НП выполните подготовительные этапы 1, 2, а затем выполните пункты методики, соответствующие составленному плану экспериментальных исследований. Результаты фиксируйте в протоколе.


1 Определение коэффициентов передачи аттенюатора

1.1 Собрать экспериментальную установку для измерения характеристик аттенюатора согласно рис. 1. В качестве аттенюатора использовать сборный с номинальным коэффициентом ослабления 50-60 дБ.

1.2 Включить генератор навигационного сигнала (ГНС), анализатор спектра (далее АС). Перевести АС в режим измерения мощности в полосе равной полосе используемого навигационного сигнала. Дальнейшие измерения мощности с помощью АС проводить в этом режиме, устанавливая в качестве центральной частоты анализа центральную частоту навигационного или помехового сигнала.

1.3 С помощью ГС и АС определить коэффициент ослабления аттенюатора K_{att}, дБ. При включенном в схему аттенюаторе установить на ГС формирование синусоидального сигнала с частотой, равной центральной частоте рабочего диапазона (для ГЛОНАСС L1 1602,0 МГц, для GPS L1 1575,42 МГц) и мощностью, измеряемой АС, P_{with} = - 70 дБм. Исключить их схемы аттенюатор - соединить разветвитель и АС. Измерить мощность P_{without} синусоидального сигнала с помощью АС. Найти K_{att} = P_{without}-P_{with}. Занести значение K_{att} (положительное число) в протокол.


2 Определение разности коэффициентов передачи разветвителя

2.1 Собрать экспериментальную установку для измерения характеристик разветвителя согласно рис. 2.

2.2 Установить на ГНС формирование синусоидального сигнала с частотой, равной центральной частоте рабочего диапазона (для ГЛОНАСС L1 1602,0 МГц, для GPS L1 1575,42 МГц) и мощностью, измеряемой АС, P_{g,1} = - 60 дБм. Текущий выход разветвителя, соединенный с АС, считать первым.

2.3 Перекоммутировать выходы разветвителя (при возможности, вместе с соединительными кабелями). Измерить мощность сигнала P_{g,2} с помощью АС. Текущий выход разветвителя, соединенный с АС, считать вторым.

2.4 Определить разность коэффициентов передачи разветвителя как \Delta K = P_{g,2} - P_{g,1}, зафиксировать полученное значение в протоколе. В дальнейшем второй выход использовать для подключения к АС, первый - к МШУ.


3 Определение помехоустойчивости навигационного модуля в условии холодного старта

3.1 При необходимости выполнить пункты подготовки 1, 2, занести полученные значения K_{att}, \Delta{K} в протокол.

3.2 Занести в протокол параметры, использующиеся при проведении экспериментов:

  • Т1 = 60 сек;
  • Т2 = 300 сек.

3.3 Включить генератор навигационного сигнала ГНС (не запуская сценарий).

3.4 Включить ЭВМ и запустить ПО для отображения, сохранения и установки параметров модуля НП.

3.5 На ГНС запустить требуемый сценарий имитации. Установить уровень сигнала ГНС (далее навигационный сигнал) для каждого спутника равным P_S = -125 + \Delta{K} + K_{att} ± 1 дБм по измерениям АС. Занести измеренное значение P_S в протокол.

3.6 Включить модуль НП.

3.7 Установить связь ЭВМ с модулем НП. Задать параметры работы в соответствии с планом проведения экспериментальных исследований:

  • система (ГЛОНАСС или GPS);
  • частотный диапазон (L1);
  • тип сигналов (СТ или C/A)

3.8 Через 2 минуты убедиться, что модуль НП в течение 2 минут выдает навигационное 3D-решение без перерывов, превышающих 10 сек. Если условие не выполняется, проверить правильность выполнения пунктов 1, 2, 3.2-3.7. Если проверка не выявила нарушений пунктов методики, записать в качестве оценки параметра J/S = 0. Сообщить преподавателю. Перейти к следующему пункту плана экспериментальных исследований.

3.9 Выключить модуль НП и ВЧ выход ГНС.

3.10 Установить на генераторе помехового сигнала (далее ГПС) соответствующие экспериментальному исследованию тип и параметры выходных сигналов (далее помеховых сигналов) в соответствии с Приложением B.

3.11 Включить выход ГПС, контролируя значения по АС установить мощность помехового сигнала на втором выходе разветвителя P_{J} = P_{J,max} = - 70 дБм + K_{att}. Полоса измерения АС должна быть согласованной с полосой соответствующего навигационного сигнала при каждом измерении.

3.12 Включить ВЧ выход ГНС, затем включить модуль НП. Установить связь ЭВМ с модулем НП и задать параметры работы как в п. 3.7.

3.13 С помощью общего регулятора мощности ГС синхронно уменьшать мощность помехового сигнала P_{J} на 3 дБ (по показаниям ГНС или АС) через каждый интервал времени T1, контролируя отсутствие выдачи навигационного 3D-решения. Когда модуль НП начнет выдавать навигационное 3D-решение, выключить ВЧ выход ГНС. Измерить с помощью АС мощность помехового сигнала. Занести в протокол измеренную мощность помехового сигнала P_{J,0}.

3.14 Выключить модуль НП, установить мощность помехового сигнала на втором выходе разветвителя P_{J} = P_{J,0} + 10 дБм по измерениям АС. Перезапустить сценарий имитации на ГНС, включить ВЧ выход ГНС.

3.15 Включить модуль НП, установить связь ЭВМ с модулем НП и задать параметры работы как в п. 3.7. Выждать время Т2, убедиться в отсутствии навигационного 3D-решения. Если навигационное 3D-решение всё же выдается, то повторить п.п. 3.14-3.15, увеличив мощность помехового сигнала на 3 дБ с помощью общего регулятора мощности ГПС.

3.16 Уменьшить мощность помехи на 1 дБ, выждать время Т2, проконтролировать наличие/отсутствие навигационного 3D-решения на выходе НП.

3.17 При отсутствии навигационного 3D-решения в течение 2 минут без перерывов, превышающих 10-секундный интервал, повторить пп. 2.3.16-2.3.17.

3.18 При наличии навигационного 3D-решения в течение 2 минут без перерывов, превышающих 10-секундный интервал, зафиксировать граничное значение мощности P_{J,i} = P_{J} дБм помехового сигнала.

2.3.20 Рассчитать коэффициент подавления НП по формуле (дБ). За-фиксировать рассчитанное значение в протоколе. 2.3.21 Если планом проведения экспериментального исследования предусмотрено формирование оценок точности навигационного решения в условиях действия помех, то с помощью интерфейсного ПО на ЭВМ записать в файл выборку навигационного решения, включающую признак достоверности, оценки координат, скорости, времени и геометри-ческого фактора GDOP длительностью 300±10 сек. 2.3.22 Набрать статистику значений и, если необходимо, выборок навигационно-го решения из 5 экспериментов повторяя выполнение пп. 2.3.15-2.3.21. Выполнение п. 2.3.15 допускается начинать с установки = +3дБ, где - граничное значение мощ-ности помехового сигнала, полученное в предыдущем эксперименте по набору статисти-ки. 2.3.23 Рассчитать среднеарифметическое значение по полученным значениям , . Зафиксировать рассчитанное значение в протоколе. 2.3.24 Если планом проведения экспериментального исследования предусмотрено формирование оценок точности навигационного решения в условиях действия помех, то с помощью сервисного ПО имитатора сигналов по полученным выборкам навигационного решения и данным сценария имитации найти статистические характеристики ошибок оп-ределения координат и вектора скорости: , , , , , - СКО; , , , , , - предельные ошибки по уровню вероятности 0,997. Зафиксировать полу-ченные значения ошибок в протоколе, а также среднее значение геометрических факторов GDOP, PDOP по всем выборкам. 2.3.25 Выключить модуль НП.

4 Определение помехоустойчивости навигационного модуля в условии слежения

5 Определение чувствительности навигационного модуля в условии холодного старта

6 Определение чувствительности навигационного модуля в условии слежения

Приложение А. Бланк протокола

Бланк протокола доступен к скачиванию.


Помехоустойчивость поиска

Протокол экспериментальных исследований помехоустойчивости модуля НП _________________ в режиме поиска сигналов

Тип навигационных сигналов  
Тип помехи  
Сценарий движения потребителя  

1. Параметры:

Т1 = 60 сек

Т2 = 300 сек

2. Коэффициент ослабления аттенюатора

Кatt = +          дБ

Разность коэффициентов передачи разветвителя (2 - 1)

\Delta{K} =          дБ

3. Мощность сигнала одного спутника по измерениям АС (второй выход разветвителя)

P_S = -          дБм.

4. Мощность помехового сигнала по измерениям АС, при котором модуль НП захватил сигналы не менее чем 4 НС и выдавал навигационное 3D-решение в течение 2 минут без перерывов более 10 сек:

P_{J,0} = -          дБм.

5. Результаты косвенных измерений J/S

№ эксперимента, i P_{J,i}, дБм J/S_{i}, дБ
1    
2    
3    
4    
5    
Параметр Значение
Среднеарифметическое значение J/S, дБ  


Помехоустойчивость слежения

Протокол экспериментальных исследований помехоустойчивости модуля НП _________________ в режиме слежения

Тип навигационных сигналов  
Тип помехи  
Сценарий движения потребителя  

1. Временные параметры:

Т1 =

Т2 = 120 сек

2. Коэффициент ослабления аттенюатора

Кatt = +          дБ

Разность коэффициентов передачи разветвителя (2 - 1)

\Delta{K} =          дБ

3. Мощность сигнала одного спутника по измерениям АС (второй выход разветвителя)

P_S = -          дБм.

4. Приближенное значение мощности помехового сигнала по измерениям АС, при котором модуль НП прекращает выдачу навигационного 3D-решения (в течение 2 минут без перерывов более 10 сек):

P_{J,0} = -          дБм,

5. Результаты косвенных измерений J/S

№ эксперимента, i P_{J,i}, дБм J/S_{i}, дБ
1    
2    
3    
4    
5    
Параметр Значение
Среднеарифметическое значение J/S, дБ  

Чувствительность поиска

Протокол экспериментальных исследований чувствительности модуля НП _________________ в режиме поиска сигналов

Тип навигационных сигналов  
Сценарий движения потребителя  

1. Параметры:

Т1 = 60 сек

Т2 = 300 сек

2. Коэффициент ослабления аттенюатора

Кatt = +          дБ

Разность коэффициентов передачи разветвителя (2 - 1)

\Delta{K} =          дБ

3. Мощность навигационного сигнала одного спутника по измерениям АС, при котором модуль НП захватил сигналы не менее чем 4 НС и выдавал навигационное 3D-решение в течение 2 минут без перерывов более 10 сек:

P_{S,0} = -          дБм,

4. Результаты косвенных измерений граничной мощности сигнала

№ эксперимента, i P_{S,i}, дБм
1  
2  
3  
4  
5  
Параметр Значение
Среднеарифметическое значение P_S, дБм  


Чувствительность слежения

Протокол экспериментальных исследований чувствительности модуля НП _________________ в режиме слежения

Тип навигационных сигналов  
Тип помехи  
Сценарий движения потребителя  

1. Временные параметры:

Т1 =

Т2 = 120 сек

2. Коэффициент ослабления аттенюатора

Кatt = +          дБ

Разность коэффициентов передачи разветвителя (2 - 1)

\Delta{K} =          дБ

3. Приближенное значение мощности навигационного сигнала одного спутника по измерениям АС, при котором модуль НП прекращает выдачу навигационного 3D-решения (в течение 2 минут без перерывов более 10 сек):

P_{S,0} = -          дБм,

4. Результаты косвенных измерений граничной мощности сигнала

№ эксперимента, i P_{S,i}, дБм
1  
2  
3  
4  
5  
Параметр Значение
Среднеарифметическое значение P_S, дБм  

Контрольные вопросы

  1. Какова мощность навигационного сигнала системы ГЛОНАСС, NAVSTAR GPS на выходе антенны в условиях прямой видимости согласно ИКД? В каких пределах может изменяться мощность навигационного сигнала одного спутника на выходе антенны НАП для каждой из систем?
Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
SRNS Wiki
Рабочие журналы
Приватный файлсервер
QNAP Сервер
Инструменты